Среднерусские пчёлы—форум пчеловодов.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Среднерусские пчёлы—форум пчеловодов. » Законы и нормы в пчеловодстве » Ветеринарный и фитосанитарный контроль в пчеловодстве


Ветеринарный и фитосанитарный контроль в пчеловодстве

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Выполняю обещание собрать в одном месте документы по ветеринарному и фитосанитарному контролю в сельском хозяйстве применительно к пчеловодству. Здесь буду выкладывать документы, касающиеся всех аспектов пчеловодства и растениеводства, связанного с пчеловодством.
Сначала выкладываю ознакомительную статью по ветеринарному и фитосанитарному контролю товаров, ввозимых из-за границы в рамках Таможенного Союза.

Статья

Осуществление ветеринарного и фитосанитарного контроля при перемещении товаров через границу таможенного союза

                                                    И. Колисниченко, проф. кафедры института ДОП и ПК Российской таможенной академии

С 1 июля 2010 г. ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию Таможенного союза и их выпуск таможенными органами под таможенную процедуру для внутреннего потребления осуществляется при соблюдении запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

К таким запретам и ограничениям относится в том числе и следующий комплекс мер:

- меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;

- особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;

- санитарно-эпидемиологические требования;

- ветеринарные требования;

- карантинные требования;

- фитосанитарные требования.

Международными договорами государств - членов Таможенного союза, а также Комиссией Таможенного союза принят исчерпывающий ряд решений, устанавливающий как перечни подконтрольных объектов (товаров), так и порядок соответствующих видов контроля (надзора).

Суть принятых решений состоит в том, чтобы максимально минимизировать риски негативного воздействия на граждан и в целом на национальную безопасность государств - членов Таможенного союза при использовании потреблении) товаров, производимых за его пределами.

Принятие решений осуществлялось на следующих принципах:

- унификация национальных законодательств;

- снятие административных барьеров во взаимной торговле;

- взаимная помощь при выполнении международных обязательств каждой из стран, взятых на себя самостоятельно, либо при применении запретов и ограничений при ввозе и вывозе отдельных товаров, принятых государством в одностороннем порядке;

- максимальное сокращение функций таможенных органов по обеспечению запретов и ограничений во взаимной торговле, и прежде всего на внутренней границе Таможенного союза.

В то же время неурегулированность вопросов, связанных с контролем соблюдения международных обязательств Российской Федерации, привела к тому, что таможенные органы вынуждены осуществлять проверку документов и сведений после ее проведения иными контролирующими органами.

Тема исследования является актуальной, так как на сегодняшний день принятые Комиссией Таможенного союза решения с 1 июля 2010 г. исключили необходимость применения сил и средств таможенных органов по осуществлению таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров, подлежащих ветеринарному и фитосанитарному контролю. Однако в случае принятия положительного решения Правительством Российской Федерации о передаче полномочий по осуществлению отдельных видов контроля, в том числе ветеринарного и фитосанитарного, в пунктах пропуска таможенным органам целесообразно обозначить особенности, возникающие при проведении соответствующих видов контроля.

Целью исследования является определение особенностей осуществления ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в отношении отдельных видов товаров.

Задачи исследования:

- определить положение ветеринарных и фитосанитарных мер в системе запретов и ограничений, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

- определить основные требования к товарам, подлежащим ветеринарному и фитосанитарному контролю;

- выявить особенности при перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров, подлежащих ветеринарному и фитосанитарному контролю.

Объектом исследования являются ветеринарные и фитосанитарные требования, предъявляемые к отдельным видам товаров в рамках Таможенного союза.

Предметом исследования является механизм применения ветеринарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе.

Ветеринарный и фитосанитарный контроль в системе запретов и ограничений, применяемых в таможенном союзе

В современной мировой экономике, в эпоху активной либерализации международной торговли, а также в условиях происходящих торговых конфликтов между ее субъектами все чаще обостряется проблема использования различных средств регулирования внешней торговли. Практика развитых стран мира, членов Всемирной торговой организации (ВТО), способствовала постепенной либерализации торговых отношений, в том числе и за счет снижения таможенных пошлин в экспортно-импортных операциях.

В целях борьбы с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках могут использоваться как таможенно-тарифные, так и нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Использование таможенно-тарифных средств регулирования внешнеторговой деятельности позволяет ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным путем, то есть путем удорожания импорта в результате обложения товара. Сюда относятся таможенная пошлина, таможенная номенклатура, система тарифных льгот и т. д.

Нетарифные средства, хотя и сохраняют эффект удорожания импорта, но характеризуются более прямым действием, которое выражается в установлении препятствий в виде абсолютных или относительных лимитов по ценам, количеству или техническим характеристикам. В данную группу входят административные меры регулирования - контингирование, лицензирование, установление запретов на пропуск определенных товаров, предписания санитарного, карантинного и ветеринарного характера, технические стандарты и т. д.

Соответственно применение таможенно-тарифных средств регламентируется в большей мере финансово-правовыми нормами, а нетарифных - административно-правовыми.

До недавнего времени правовые основы применения мер государственного регулирования в Российской Федерации устанавливал Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее - Федеральный закон). Данный Федеральный закон применялся к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

Статья 12 Федерального закона предусматривала, что государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством следующих методов:

- таможенно-тарифного регулирования;

- нетарифного регулирования;

- запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

- мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

В 2010 г. началась реализация Плана формирования единого экономического пространства. Первый этап ознаменован вступлением в силу с 1 января 2010 г. Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТТС) и Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельно¬сти Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). С этого мо¬мента в России, Белоруссии и Казахстане к това¬рам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные ЕТТТС, который включает в себя более 11 ООО товарных позиций.

Второй этап начался 1 июля 2010 г. со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, который подразумевает отмену таможенного оформления на внутренних границах трех стран с учетом временных изъятий. Фактически этот этап переходный - действуют нормы законодательства Таможенного союза, а нормы российского законодательства применяются в части не противоречащей им.

С 1 июля 2010 г. в соответствии со ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее Кодекс) при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии со статьей 4 Кодекса запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными а соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Исходя из вышесказанного ветеринарные, карантинные и фитосанитарные требования являются составной частью запретов и ограничений, применяемых в Таможенном союзе, и действуют на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Перемещение товаров, подлежащих ветеринарному контролю, осуществляется в соответствии с Соглашением Таможенного союза от 11 декабря 2009 г. по ветеринарно-санитарным мерам (далее - Соглашение).

В соответствии с Соглашением под ветеринарным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов, направленная на предотвращение ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, а также предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений законодательства Таможенного союза и законодательства государств Сторон в области ветеринарии.

Другими словами, ветеринарный контроль является составной частью санитарно- эпидемиологического контроля, который проводится в пунктах пропуска товаров через таможенную границу Таможенного союза с целью охраны территории Таможенного союза от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных, а также токсичных веществ.

Под ветеринарно-санитарными мерами понимаются обязательные для исполнения требования и процедуры, применяемые в целях предупреждения болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, в связи с возникающими рисками, в том числе в случае переноса или распространения их животными, с кормами, сырьем и продукцией животного происхождения, а также перевозящими их транспортными средствами, в пределах таможенной территории Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза (далее - КТС) от 18 июня 2010 г. № 317 утверждены Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (далее - Единые требования).

Подконтрольные товары должны в обязательном порядке соответствовать Единым требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю.

Ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза разрешается только из хозяйств или предприятий третьих стран, включенных в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.

Ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется при наличии разрешения на ввоз, выданного уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза (далее - Стороны), на территорию которой ввозится подконтрольный товар. Не требуется получения разрешений уполномоченных органов Сторон при перемещении подконтрольных товаров по единой таможенной территории Таможенного союза.

Ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран осуществляется при наличии ветеринарного сертификата. Подконтрольные товары перевозятся с территории одной Стороны на территорию другой Стороны в сопровождении ветеринарного сертификата, выдаваемого уполномоченными органами Сторон по единым формам, утвержденным КТС. Ветеринарный сертификат является документом, подтверждающим ветеринарно-санитарную безопасность товара и дающим право его владельцу заготавливать, перевозить, перерабатывать, хранить и реализовать подконтрольные товары без дополнительных ветеринарных документов по всей территории Таможенного союза (за исключением карантинных территорий), вывозить товары в другие страны, реализовывать товары в системе оптовой розничной торговли, общественного питания, на рынках, перерабатывающим предприятиям, хозяйствам и другим потребителям.

Ввоз на территорию Таможенного союза животных и товаров, подлежащих ветеринарному контролю, осуществляется только при наличии международного ветеринарного сертификата, выданного в соответствии с международными правилами и требованиями в области ветеринарии ветеринарным врачом страны экспортера.

Также Единые требования устанавливают особенности перемещения того или иного подконтрольного товара. Например, определены требования при перемещении племенного крупного рогатого скота: допускается ввоз и перемещение здорового племенного крупного рогатого скота, вакцинированного против бруцеллеза, ящура, лептоспироза и происходящего с территорий свободных от заразных болезней животных. В целях обеспечения охраны таможенной территории Таможенного союза от завоза и распространения карантинных объектов и снижения причиняемых ими потерь, а также устранения препятствий в международной торговле подкарантинной продукцией 11 декабря 2009 г. подписано Соглашение Таможенного союза о карантине растений (далее - Соглашение).

В соответствии с Соглашением под карантинным фитосанитарным контролем (надзором) понимается деятельность наделенных полномочиями национальных органов государств Сторон в области карантина растений, направленная на выявление карантинных объектов, установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции и выполнение международных обязательств государств Сторон и законодательства своего государства в области карантина растений.

Стороны принимают необходимые меры по предотвращению завоза на таможенную территорию Таможенного союза и распространения на ней карантинных объектов (карантинных вредных организмов) и несут ответственность за соблюдение международных обязательств государств Сторон и законодательства своего государства в области карантина растений.

Под карантинными объектами (карантинными вредными организмами) понимаются вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территориях государств Сторон и внесенные в национальные Перечни карантинных объектов.

Карантинный фитосанитарный контроль проводится в отношении подкарантинной продукции подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров). Под такой продукцией понимаются растения, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, грузы, почва, организмы или материалы, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, которые могут быть носителями карантинных - объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.

Подкарантинная продукция ввозится на таможенную территорию Таможенного союза на основании импортного карантинного разрешения, выдаваемого уполномоченным органом Стороны-импортера по форме, установленной законодательством государства Стороны-импортера.

Импортное карантинное разрешение (ИКР) представляет собой официальный документ, разрешающий ввоз на территорию Таможенного союза и транзит через территорию Таможенного союза подкарантинных материалов, в соответствии с условиями, установленными государственной службой по карантину растений.

Ввозимая на таможенную территорию Таможенного союза подкарантинная продукция должна соответствовать фитосанитарным требованиям государства Стороны, на территории которого расположено место назначения подкарантинной продукции.

Каждая партия подкарантинной продукции, отнесенной к группе подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, ввозится на таможенную территорию Таможенного союза в сопровождении фитосанитарного сертификата.

Фитосанитарный сертификат - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны-экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений (Рим, 1951 г., в редакции 1997 г.), и удостоверяющий фитосанитарное состояние подкарантинной продукции.

Фитосанитарный сертификат подтверждает, что растения или растительная продукция были обследованы в соответствии с существующими методиками и правилами и признаны свободными от карантинных и других причиняющих ущерб вредителей и что они отвечают фитосанитарным правилам страны-импортера. Фитосанитарный сертификат прилагается к транспортным документам, сопровождающим товары, и действует в течение 30 календарных дней с момента его выдачи.

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Таможенного союза осуществляется в целях проверки соответствия подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям государства места назначения. При этом требования в отношении подкарантинной продукции устанавливаются каждой Стороной в зависимости от карантинного благополучия страны-экспортера. Данная норма закреплена в Положении о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза.

При этом уполномоченные органы Сторон уведомляют друг друга о фитосанитарных требованиях и размещают такую информацию на своих официальных сайтах (интернет- ресурсах).

Так, например, каждой страной-участницей Таможенного союза установлен перечень карантинных объектов, ввоз которых на территорию стран запрещен (табл. 1).

Таблица 1. Перечень карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков))

Наименование карантинного объекта

Вредители растений

Азиатская хлопковая совка (Spodoptera litura Fabr.)                                           

Зерновка рода калособрухус (Callosobruchus spp.)

Картофельный жук-блошка (Epitrix cucumeris (Harris))

Возбудители болезней растений грибные

Белая ржавчина хризантем (Puccinia horiana Henn.)

Рак стволов и ветвей сосны (Atropellis pinicola Zeller & Gooding)

Усыхание дуба (Ceratocystis fagacearum (Bretz.) Hum.)

Возбудители болезней растений вирусные

Вирус Т картофеля (Potato T trichovirus)

Розеточная мозаика персика (Peach rosette mosaic nepovirus)

Пожелтение картофеля (Potato yellowing alfamovirus)

Особенности осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля при перемещении товаров через границу таможенного союза

С введением в действие Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном изменился порядок осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля на таможенной границе. Такой порядок регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами в области ветеринарии и карантина растений. Указанные виды контроля применяются при ввозе и вывозе определенных видов продукции животного и растительного происхождения с целью обеспечения охраны территории Таможенного союза от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении грузов.

Ветеринарный и фитосанитарный контроль при ввозе товаров на таможенную границу Таможенного союза осуществляется должностными лицами органов государств - членов Таможенного союза, уполномоченных в области ветеринарии и карантина растений.

В Российской Федерации таким органом является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), в Республике Беларусь - Государственная ветеринарная и Государственная продовольственная инспекции Минсельхозпрода Республики Беларусь, в Республике Казахстан - Минсельхоз Республики Казахстан, однако с 1 июля 2010 г. полномочия по проведению документального контроля на таможенной границе Таможенного союза в отношении товаров, подлежащих ветеринарному и фитосанитарному контролю, переданы таможенным органам Республики Казахстан.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агро- химикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Основные положения о Россельхознадзоре закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (рис. 1).

Рисунок 1.  Структура Россельхознадзора

21

Россельхознадзор с целью реализации полномочий в области ветеринарии и карантина растений (далее - установленной сфере деятельности) имеет право:

- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений;

- выдавать:

а) разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции;

б) лицензии на отдельные виды деятельности, иные разрешения и свидетельства в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

- регистрировать объекты надзора в установленной сфере деятельности;

- осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской

Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте, включающих требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении поднадзорных грузов и т. д. В соответствии с Соглашением Таможенного союза от 9 июня 2009 г. о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран Комиссия Таможенного союза наделена полномочиями по применению мер регулирования, вводимых исходя из национальных интересов государств Сторон, в отношении третьих стран. Однако на переходный период, то есть до принятия Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (высшим органом Таможенного союза) решения о переносе ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора) на внешнюю границу Таможенного союза, Россельхознадзор сохраняет полномочия по введению временных запретов и ограничений в отношении отдельных видов продукции (табл. 2). Более того, в соответствии с законодательством Таможенного союза с 1 июля 2010 г. в пунктах пропуска на таможенной границе Таможенного союза должностные лица Россельхознадзора и соответствующих контрольных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан в пограничных контрольных ветеринарных и фитосанитарных пунктах осуществляют контроль за продукцией, указанной в соответствующих перечнях товаров.

Таблица 2. Ограничения Россельхознадзора на ввоз товаров из третьих стран.

Причина введения/отмены ограничений

Наименование продукции

Номер и дата указания

Грипп птиц

С 24.05.2010 введены временные огра­ничения на ввоз живой птицы, инкуба­ционного яйца, пуха и пера, мяса птицы и всех видов птицеводческой продук­ции, кормов и кормовых добавок для птиц, а также бывшего в употреблении оборудования для содержания, убоя и разделки птиц из Нидерландов

ФС-АС-2/5016 от 24.05.2010

Губкообразная энцефало­патия (В8Е)15

С 25.10.2010 разрешаются поставки племенного крупного рогатого скота со всей территории Польши

ФС-НВ-2/13259 от 25.10.2010

«Свиной» грипп N1Н1

С 23.09.2010 введены временные огра­ничения на ввоз из Финляндии живых свиней, мяса свинины и сырых мясо­продуктов из свинины

ФС-ГК-2/11858 от 22.09.2010

Ящур

С 14.09.2010 временные ограниче­ния на ввоз восприимчивых к ящуру животных, не прошедшей в ходе из­готовления прогревания продукции животного происхождения, кормов животного происхождения, техниче­ского сырья и изделий, не прошедших в ходе изготовления стерилизационной обработки, полученных от убоя восприимчивых к ящуру животных, оборудования для их содержания, убоя и переработки, бывшего в упо­треблении

ФС-НВ-2/11408 от 14.09.2010

Ветеринарный контроль (надзор).

Решением КТС от 18 июня 2010 г. № 317 утверждены:

- Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);

- Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза.

Перемещение (перевозка) подконтрольных товаров через таможенную границу Таможенного союза допускается в предназначенных для этих целей пунктах пропуска либо в иных местах, определенных законодательством Сторон, которые оборудуются и оснащаются средствами ветеринарного контроля в соответствии с законодательством Сторон (табл. 3). При этом ветеринарный контроль (надзор) при ввозе подконтрольных товаров проводится независимо от Стороны назначения.

Таблица 3.  Пункты пропуска, в которых осуществляется пограничный ветеринарный контроль

Автомобильные

78

Морские

47

Авиационные

Железнодорожные

31

Речные

2

ИТОГО:

215

При ввозе, вывозе и транзите в отношении подконтрольных товаров применяются следующие виды контроля: документальный, физический, лабораторный (рис. 2, 3, 4).

Рисунок 2.  Документальный контроль

22

Рисунок 3. Физический контроль

23

Рисунок 4. Лабораторный контроль

24

При ввозе, вывозе, транзите и при перемещении (перевозке) животных через таможенную границу Таможенного союза осмотру подлежит каждая их партия. Также допускается досмотр доступной части перевозимых подконтрольных товаров.

По результатам осуществления указанных видов контроля должностным лицом уполномоченного органа (например, Россельхознадзора со стороны Российской Федерации) принимается одно из следующих решений в отношении подконтрольных товаров:

- о пропуске товаров через таможенную границу;

- о приостановке движения товаров;

- о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

- о возврате груза в страну отправления.

Решение, принятое в отношении подконтрольного товара, оформляется должностным лицом уполномоченного органа путем проставления соответствующих штампов (рис. 5) на ветеринарных и товаросопроводительных документах в соответствии с технологической схемой взаимодействия контрольных органов в пунктах пропуска через таможенную территорию Таможенного союза.

Рисунок 5.  Штампы (отметки) уполномоченного органа, проставляемые на товаросопроводительных документах.

25

Ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза разрешается только с предприятий-экспортеров, внесенных в порядке, предусмотренном Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб (образцов) товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза (табл. 4).

Таблица 4.  Предприятия, аттестованные Россельхознадзором на ввоз товаров в Российскую Федерацию и внесенные в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров.

Номер предприятия

Название предприятия

Адрес предприятия

Страна нахождения

Аттестованный вид деятельности

4121

Bajo Cero S.A.

Junta de Mayo 1735, Буэнос-Айрес

Аргентина

Хранение

3540

Cina S.R.L.

Juan B. Alberdi S/№ Zona Rural, Санта-Фе

Аргентина

Хранение

I СZ62054298

AGR0DRUZSTV0JEVISOVICE

Jevisovice, 671 53, Jevisovice, южно-Моравский край

Польша

Выращивание убойных свиней

IР001211-25269-0205

Alpina Productos Alimenticios S.A.

Kilometro 3 via el Rosal

Колумбия

Производство молочной продукции

А365

ARNARHU 1

TUNBRAUT1-

3 545SKAGAS-TR 0ND

Исландия

Рыба и рыбопродукция мороженая

Подконтрольные товары при их перемещении (перевозке) в пределах Таможенного союза с территории одной Стороны на территорию другой Стороны в течение всего времени перемещения (перевозки) должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов Сторон.

Ветеринарный контроль при перемещении (перевозке) подконтрольных товаров всеми видами транспорта в пределах таможенной территории Таможенного союза осуществляется уполномоченными органами Сторон при их производстве и разгрузке.

При перемещении (перевозке) подконтрольных товаров в пределах таможенной территории

Таможенного союза разрешения уполномоченных органов не требуется.

Выдача разрешения на вывоз подконтрольных товаров с таможенной территории Таможенного союза и оформление ветеринарных сертификатов осуществляется уполномоченным органом в соответствии с законодательством соответствующей Стороны. При этом экспортер обязан соблюдать требования ветеринарного законодательства страны-импортера.

Транзит через таможенную территорию Таможенного союза животных и сырья животного происхождения осуществляется по разрешению на транзит, выданному Стороной, через пункт пропуска которой предполагается пересечение таможенной границы Таможенного союза при ввозе. В разрешении указывается маршрут следования. Получение разрешения уполномоченного органа Стороны на транзит подконтрольных товаров через таможенную территорию Таможенного союза входит в обязанность владельца подконтрольных товаров.

По завершении документального контроля осуществляется осмотр товаров, в случае необходимости. Транзит через таможенную территорию Таможенного союза подконтрольных товаров обычно осуществляется без досмотра. Досмотр может проводиться только по решению государственных органов контроля в пункте пропуска или при наличии информации о несоответствии подконтрольного товара заявленному.

По результатам контроля должностное лицо уполномоченного органа на товаросопроводительных документах и ветеринарном сертификате при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза ставит штамп «Транзит разрешен» или «Транзит запрещен», а при вывозе с таможенной территории Таможенного союза - штамп «Вывоз разрешен», после чего заверяет его печатью и подписью с указанием своей фамилии и инициалов.

В соответствии с Кодексом одними из задач таможенных органов являются:

- обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ст. 174 Кодекса подконтрольные товары помещаются под таможенные процедуры только после осуществления ветеринарного контроля (надзора).

Подтверждением осуществления ветеринарного контроля (надзора) является наличие на транспортных (перевозочных) документах (коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке, в соответствии с п. 38 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза) штампа (отметки) «Выпуск разрешен» либо иных штампов, установленных в соответствии с Решением КТС от 18.06.2010 № 317, с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи должностного лица, осуществившего ветеринарный контроль (надзор).

Фитосанитарный контроль (надзор).

Решением КТС от 18 июня 2010 г. № 318 утверждены:

- Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, под карантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза (далее - Перечень подкарантинной продукции);

- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза;

- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров) на таможенной территории Таможенного союза.

Карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Таможенного союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется должностными лицами уполномоченных органов (например, Россельхознадзором со стороны Российской Федерации), на территории которых расположено место прибытия или место доставки подкарантинной продукции, и осуществляется в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям Стороны.

В целях сосредоточения внимания на областях повышенного риска и обеспечения более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов, ускорения осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при сохранении достигнутого уровня фитосанитарной безопасности уполномоченные органы для определения контрольных мероприятий, проводимых при ввозе конкретных партий подкарантинной продукции, применяют систему управления фитосанитарным риском, если это предусмотрено законодательством Стороны, уполномоченный орган которой осуществляет контроль.

Под подкарантинной продукцией высокого фитосанитарного риска понимают подкарантинную продукцию, которая в соответствии с Перечнем подкарантинной продукции отнесена к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, а под подкарантинной продукцией низкого фитосанитарного риска - подкарантинную продукцию, которая в соответствии с Перечнем подкарантинной продукции отнесена к подкарантинной продукции с низким фитосанитарным риском.

Стратегия и тактика применения системы управления фитосанитарным риском при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе определяется законодательством Сторон.

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе товаров предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий (рис. 6).

Рисунок 6. Виды фитосанитарного контроля при возе товаров.

26

В целях проведения документальной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены:

1.    коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;

2.    фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска;

3.    импортное карантинное разрешение на ввозимую партию подкарантинной продукции - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска;

4.    разрешение на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно- исследовательских целях - если в соответствии с законодательством Сторон наличие такого разрешения является условием ввоза карантинных объектов (карантинных вредных организмов).

Осмотр подкарантинной продукции проводится в целях:

1. установления соответствия продукции сведениям, указанным в импортном карантинном разрешении, фитосанитарном сертификате, разрешении на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно-исследовательских целях;

2. определения наличия или отсутствия карантинных объектов или признаков заражения (засорения) ими на поверхности подкарантинной продукции, в упаковке.

Результаты осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в месте прибытия оформляются путем:

1. проставления должностным лицом уполномоченного органа Стороны, осуществившего мероприятия по карантинному фитосанитарному контролю (надзору), разрешительной надписи (штампа) на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и транспортном (перевозочном) документе - в случае, если по результатам осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) принято решение о разрешении ввоза партии подкарантинной продукции или разрешении ее помещения.

2. составления акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) - в случае, если по результатам осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) принято решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или запрете ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита либо о разрешении ввоза партии подкарантинной продукции с соблюдением условий.

Формы разрешительных надписей (штампов) определяются законодательством Сторон. Уполномоченные органы уведомляют друг друга о формах разрешительных надписей (штампов), используемых ими (рис. 7).

Рисунок 7. Штампы (отметки) уполномоченного органа, проставляемые на товаросопроводительных документах.

29

При вывозе товаров подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, в случае если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортера на данные товары установлена необходимость получения фитосанитарных сертификатов.

Деятельность уполномоченных органов, направленная на выдачу фитосанитарного сертификата, в том числе установление фитосанитарного состояния подкарантинной продукции в целях выдачи фитосанитарного сертификата, не является карантинным фитосанитарным контролем (надзором).

В связи с этим при ввозе подтверждением осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) является наличие на транспортных (перевозочных) документах (коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке, в соответствии с п. 38 ст. 4 Кодекса) штампа (отметки) «Выпуск разрешен» или иных штампов, установленных в соответствии с национальным законодательством, с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи должностного лица, осуществившего карантинный фитосанитарный контроль (надзор).

При вывозе товаров с территории Таможенного союза требования ст. 1741 Кодекса на подкарантинную продукцию не распространяются.

Заключение.

Проведение таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, подлежащих ветеринарному и карантинному фитосанитарному контролю (надзору), осуществляется на основании Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашений Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза), а также иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие правоотношения в сфере таможенного дела.

Перемещение товаров, подлежащих ветеринарному и карантинному фитосанитарному контролю (надзору), через таможенную границу Таможенного союза допускается только в предназначенных для этих целей пунктах пропуска либо в иных местах, определенных законодательством государств Сторон.

Ветеринарно-санитарный и фитосанитарный контроль в пунктах пропуска проводится должностными лицами уполномоченного органа (Россельхознадзор со стороны Российской Федерации), осуществляющими соответствующие виды контроля, самостоятельно.

По результатам ветеринарно-санитарного и фитосанитарного контроля должностным лицом уполномоченного органа принимается решение о ввозе товаров, приостановке движения грузов, о запрете ввоза товаров либо о возврате груза.

Решение, принятое в отношении подконтрольного товара, оформляется должностным лицом уполномоченного органа путем проставления соответствующих штампов на разрешительных и товаросопроводительных документах в соответствии с технологической схемой взаимодействия контрольных органов в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенные органы при проведении таможенного контроля товаров в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза осуществляют проверку документов и сведений в отношении товаров, подлежащих ветеринарно-санитарному и фитосанитарному контролю, путем проверки наличия отметки о прохождении соответствующего вида контроля на товаросопроводительных документах.

В соответствии с законодательством Таможенного союза документы, выдаваемые уполномоченными органами, осуществляющими ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль, не требуются для целей помещения товаров под таможенные процедуры.

Источник: журнал «Птицеводческое хозяйство. Птицефабрика» №6, 2011 г.

Взято с сайтаСсылка

0

2

Далее выкладываю ссылку на таможенные документы :Ссылка
Таможенные документы требуются для оформления перехода товаров через таможенную границу. К ним относятся таможенная декларация, экспортные, импортные и валютные лицензии, свидетельство о происхождении товара, консульская фактура, транзитные документы, ветеринарные, санитарные и карантинные свидетельства и многие другие.
Выкладываю прежде всего,  для того, чтобы знать, как должны попадать легально в нашу страну любые товары из-за границы.
В том числе пчелы, матки и различная продукция пчеловодства и для пчеловодства.
   Несколько важных  таможенных документов:

Ветеринарные, санитарные, фитосанитарные и карантинные свидетельства

Таможенные документы

Ветеринарные, санитарные, фитосанитарные и карантийные свидетельства выдаются компетентными органами в стране экспорта в удостоверение того, что поставляемый за границу товар находится в здоровом состоянии.

Ветеринарное свидетельство - документ, который выдается компетентным органом страны-экспортера и удостоверяет, что живой скот или птица не заражены паразитами и болезнями, а также содержит сведения относительно их происхождения и вакцинации и другой обработки, которой они подвергались.

Санитарное свидетельство - документ, который выдается компетентным органом страны-экспортера и удостоверяет, что пищевые продукты и продукты животноводства, включая мясопродукты, пригодны для потребления людьми, с указанием при необходимости сведений о проведенном контроле.

Фитосанитарное свидетельство - документ, который выдается компетентным органом страны-экспортера и удостоверяет незараженность растений, плодов или овощей и пригодность их для потребления с указанием сведений относительно дезинфекции или другой обработки, которой они, возможно, подвергались.

Карантинные свидетельства (сертификаты) - документы, которые выдаются официальными органами по карантину или защите растений экспортирующей страны и удостоверяют, что соответствующие материалы не заражены вредителями и болезными и что они происходят из благополучных в карантинном отношении районов. Обычно карантинному надзору подвергаются семена, клубни, луковицы, саженцы, хлопок-сырец, хлопковое волокно, сухофрукты, табак-сырец, шерсть и д.р. могущие быть переносчиками вредителей, болезней растений и т. п.

Еще несколько обязательных таможенных документов:
                     

Сертификат о безопасности товара

Сертификат, подтверждающий безопасность товара, является документом, подтверждающим соответствие товаров установленным требованиям, выдается по правилам системы сертификации по установленной форме на русском языке в одном экземпляре. Этот сертификат может являться также свидетельством о признании зарубежного сертификата и заменяет его на территории Российской Федерации.

Перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и подлежащих обязательной сертификации на безопасность, определяется Госстандартом России.

Лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика

Лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика - документ, который оформляется в двух экземплярах на специальных бланках строгой финансовой отчетности. Срок действия лицензии составляет 3 года или 6 лет по выбору предприятия и с согласия таможенного органа. Номер лицензии формируется по следующей схеме:

первые три цифры - код таможенного органа, выдавшего лицензию, последние четыре цифры - порядковый номер лицензии

Как видим, не все кому не лень и не как хочется, могут осуществлять привоз из-за границы товары( в том числе и пчел и пчелопродукцию).
Еще одна ссылка на пояснительный материал по  таможенным документам и операциям: Ссылка.

Документы

Ветеринарные, санитарные, фитосанитарные и карантинные свидетельства выдаются компетентными органами в стране экспорта в удостоверение того, что поставляемый за границу товар находится в здоровом состоянии.
Ветеринарное свидетельство - документ, который выдается компетентным органом страны-экспортера и удостоверяет, что живой скот или птица не заражены паразитами и бопезнями, а также содержит сведения относительно их происхождения и вакцинации и другой обработки, которой они подвергались.
Санитарное свидетельство - документ, который выдается компетентным органом страны-экспортера и удосто-

веряет, что пищевые продукты и продукты животноводства, включая мясопродукты, пригодны для потребления людьми, с указанием при необходимости сведений о проведенном контроле.
Фитосанитарное свидетельство - документ, который выдается компетентным органом страны-экспортера и удостоверяет незараженность растений, плодов или овощей и пригодность их для потребления с указанием сведений относительно дезинфекции или другой обработки, которой они, возможно, подвергались.
Карантинные свидетельства (сертификаты) - документы, которые выдаются официальными органами по карантину ипи защите растений экспортирующей страны и удостоверяют, что соответствующие материалы не заражены вредителями и болезнями и что они происходят из благополучных в карантинном отношении районов. Обычно карантинному надзору подвергаются семена, клубни, луковицы, саженцы, хлопок-сырец, хлопковое волокно, сухофрукты, табак-сырец, шерсть и т. д., могущие быть переносчиками вредителей, болезней растений и т. п.
Международная таможенная декларация, образец МЖДП - международный документ таможенного транзита, при помощи которого грузоотправитель сообщает сведения
о              грузах для перевозки по железной дороге в соответствии с положениями Международной конвенции 1952 года об облегчении условий железнодорожной перевозки грузов через границы.
Сертификат регистрации контракта - документ, выдаваемый при регистрации экспортных контрактов на стратегически важные сырьевые товары. Перечень таких товаров опредепен Указанием Государственного таможенного комитета РФ от 2 августа 1994 года. Сертификат оформляется на специально защищенной бумаге по установленной форме. Выдачу сертификатов осуществляют уполномоченные МВЭС РФ в регионах по месту нахождения организа
ций, зарегистрированных МВЭС РФ в качестве экспортеров соответствующих стратегически важных сырьевых товаров, или в регионах по месту регистрации организации - владельца товара.

Если даже соблюдены все таможенные формальности, то после пересечения границы, начиная с таможни, вступают в силу национальные ветеринарные, фитосанитарные и карантинные нормы:
1 - Порядок получения разрешения на ввоз или вывоз товаров(в том числе товаров пчеловодства): Ссылка
2 - Основные ветеринарные требования:

Ветеринарные требования
при импорте в Российскую Федерацию медоносных пчел, шмелей
и люцерновых пчел-листорезов
(утв. Минсельхозпродом РФ 23 декабря 1999 г. N 13-8-01/1-18)

Ветеринарные требования

К ввозу в Россию допускаются здоровые шмелиные и пчелиные семьи, их матки и
пакеты, личинки (коконы) люцерновой пчелы-листореза, происходящие из утвержденных для
экспортной торговли хозяйств (пасек, лабораторий) и административных территорий,
свободных от опасных заразных болезней сельскохозяйственных и домашних животных
(список "А" МЭБ), а также:
- африканской чумы свиней - в течение последних 3 лет на территории страны;
- ящура - в течение последних 12 месяцев на территории страны;
Для Акариоза (акарапидоза), американского гнильца,
медоносных европейского гнильца, нозематоза, варроатоза (наличие
пчел - устойчивых к акарицидам форм клеща) в течение последних
2-x лет и других заразных болезней пчел в течение
последних 8 месяцев в радиусе 5 км;
для шмелей - Локустакароза (бомбакароза), нозематоза, грегариноза,
критидиоза, аспергиллеза, аскосфероза, сферуляриоза,
спироплазмоза и других бактериозов, острого паралича,
кашмир-вируса, энтопокс-вируса и миазов и при отсутствии
клещей, развивающихся в пыльце, в помещениях для
разведения, а также меллитобий, браконид, сухофруктовой
огневки (Vitula edmandsae) в течение последних 2-x лет;
для коконов Аскосфероза, бактериозов и при условии поражения не более
люцерновой 0,05% коконов хальцидами (меллитобией, птеромалюсом,
пчелы- монодонтомером, тетрастихусом, дибрахисом), осами,
листореза - мухами-жужжалами, пчелами-кукушками в год сбора коконов.
В округе происхождения материала в течение минимум 2-x лет постоянно выполняются
все положения по ветеринарному надзору, рекомендуемые МЭБ, под контролем
государственной ветеринарной службы.
Подтверждением благополучия пчел и шмелей по болезням являются отрицательные
результаты клинических и лабораторных исследований, выполненных в государственных
ветеринарных лабораториях страны-экспортера.
Отбор шмелиных и пчелиных семей производится за 30 дней, а маток за 1 - 3 дня до
отправки их в Российскую Федерацию. Отобранные шмелиные и пчелиные семьи и матки до
отправки в Российскую Федерацию находятся под постоянным клиническим наблюдением
государственной ветеринарной службы страны-экспортера. Формирование партий коконов
люцерновой пчелы-листореза проводится с учетом благополучия хозяйств каждого
поставщика.
Отобранные для экспорта насекомые не получали корма содержащие сырье,
выработанное с использованием методов генной инженерии или другие генетически
модифицированные источники.
Контейнеры, корма и упаковочный материал должны выходить из благополучных по
заразным болезням медоносных пчел местностей и не иметь контакта с больными пчелами,
шмелями. Перед заселением шмелей, медоносных пчел и маток, пчел-листорезов
упаковочный материал подвергают профилактической дезинфекция и дезакаризации.
Транспортные средства обрабатываются и подготавливаются в соответствии с
принятыми в стране-экспортере правилами.
Выполнение условий, указанных в настоящих требованиях, должно быть полностью
подтверждено ветеринарным сертификатом, подписанным государственным ветеринарным
врачом страны-экспортера и составленным на языке страны-экспортера и на русском языке, с
указанием даты диагностических исследований. К сертификату на коконы люцерновой
пчелы-листореза прикладываются рентгенограммы образцов, включенных в партию.
Департамент ветеринарии Минсельхозпрода России резервирует за собой право
осуществления силами своих ветеринарных специалистов инспекционного контроля за
возможностью поставки в Российскую Федерацию отобранного материала.
Полученные страной-импортером семьи (пакеты) пчел по прибытии на место
пересаживаются в продезинфицированные, ульи и содержатся изолированно на карантинной
пасеке (точке) на максимально возможном удалении от основной пасеки под постоянным
наблюдением пчеловода в течение 2-x месяцев. Через каждые 10 дней проводят осмотр
семей, отбирают и высылают на исследования в государственную ветеринарную
лабораторию пробы пчел и расплода. На карантинной пасеке не допускают:
- использование сотов, инвентаря и оборудования, закрепленного за основной пасекой, и
не прошедшего тщательной дезинфекции;
- подсиливание поступивших семей за счет расплода (пчел) основной пасеки.
Поступившие пакеты шмелей направляются в теплицы. Оценка состояния семей шмелей
проводится по их опылительной активности в течение гарантированного фирмой срока
эксплуатации: раз в две недели осматривают 100 готовых к опылению цветков томата (при
наличии 60% цветков с коричневыми точками - опыление отличное; 50 - 59% - хорошее; 49 -
40% - удовлетворительное). He допускают размещение семей шмелей различного
происхождения в одной секции. Вскрытие пакетов шмелей, осмотр и исследование их гнезд
проводят с участием представителя фирмы-поставщика и местной ветеринарной службы.
При поступлении коконов люцерновой пчелы-листореза проводят вскрытие образцов из
каждого контейнера, осуществляют пробную инкубацию коконов.
При выявлении заказчиком материалов, не отвечающих указанным требованиям,
предъявляются рекламации к поставщику.
Руководитель Департамента
ветеринарии Минсельхозпрода России В.М.Авилов

Взято с сайта Россельхознадзора:Ссылка
Смотрите строку:

18 медоносные пчелы, шмели и люцерновые пчелы-листорезы 13-8-01/1-18 от 23.12.99

В дополнение:
  Ссылка, в ней ответ на конкретный вопрос о возможности приобретения в Германии и доставке в Россию пчелиных маток:[url=http://6url.ru/eIvK]Ссылка[/url
Обсуждение "На завалинке". Здесь не пишите. NFOM

0

3

Следующий документ, который необходимо знать пчеловодам:

Профилактика и диагностика отравления пчел пестицидами

Профилактика и диагностика отравления пчел пестицидами

   Федеральное законодательство
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
Утверждена
Главным управлением ветеринарии
Министерства сельского
хозяйства СССР
01.01.1985

Химический токсикоз - заболевание пчелиных семей, связанное с отравлением пестицидами. Последние, как правило, заносятся в гнездо с нектаром и пыльцой. Их остатками загрязняются кормовые запасы пчел, а также товарный мед и другие продукты пчеловодства. В зависимости от назначения химические препараты подразделяются на основные группы: средства против насекомых - инсектициды, клещей - акарициды, сорной растительности - гербициды, грызунов - зооциды. Для пчел более опасны инсектициды и гербициды.
Причины отравления пчел пестицидами. Степень опасности пестицидов для пчел зависит от формы и способа их применения. В большинстве случаев отравления связаны с организационно-хозяйственными недостатками, к которым относятся:
несвоевременная информация пчеловодов о времени, месте и характере химических обработок;
применение пестицидов днем в период нахождения пчел на медоносных растениях;
использование заведомо опасных для пчел препаратов;
наличие на участках растительности, предназначенной под химическую обработку, большого количества цветущих сорняков или близость (3 - 5 км) обрабатываемой культуры к полям и посадкам цветущих медоносов;
авиаопыливание и опрыскивание растений при ветре, достигающем более 5 м/с, когда пестициды относятся в зону интенсивного лета пчел или непосредственно на территорию пасеки;
отсутствие оборудования для изоляции пчел в улье или несвоевременная перевозка пчелиных семей в безопасное место;
плохая осведомленность пчеловодов о степени опасности пестицидов для пчел, а также о последствиях отравлений в зимнее время.
Предупреждение отравления пчел пестицидами достигается устранением причин, обусловливающих химические токсикозы, посредством выполнения комплекса мероприятий - организационных, агротехнических и специальных.
Организационные мероприятия предусматривают плановость работ, связанных с применением пестицидов. Планы составляются службой по защите растений и согласуются с другими заинтересованными сельскохозяйственными организациями. Они утверждаются исполнительным комитетом районного (областного, краевого) Совета народных депутатов и доводятся до сведения местной ветеринарной службы и районных зоотехников по пчеловодству в качестве официального уведомления. Специалисты заблаговременно знакомят пчеловодов с планами химических обработок. Служба по защите растений обязана за 3 - 5 суток до применения пестицидов известить об этом пчеловодов всех пасек, расположенных в радиусе не менее 5 - 7 км от места проведения химической обработки. Это является непременным условием эффективности мероприятий по профилактике отравления пчел.
Учитывая, что основная причина гибели пчелиных семей заключается в несвоевременной информации о времени, месте и характере химических обработок, пчеловодам необходимо поддерживать постоянную связь с агрономами по защите растений как своего хозяйства, так и соседних, чтобы знать о существующих планах применения химических средств. На период медосбора и опыления пчеловоды общественных и приусадебных пасек обязаны размещать пчелиные семьи на тех участках, которые разрешены ветеринарной службой района и руководством хозяйства.
Агротехнические мероприятия. К ним относятся меры по созданию в хозяйствах специальной кормовой базы для пчел (посевы гречихи, фацелии, донника и других медоносов на припасечных участках) на период проведения массовых химических обработок полей

Профилактику химического токсикоза пчел обеспечивает правильное хранение и использование на полях удобрений и пестицидов, а также агромелиоративные работы, поддерживающие общую высокую культуру земледелия. Земельные участки, на которых проводилось приготовление смесей пестицидов, по окончании работ должны быть перепаханы, а деревянные настилы и бумажные мешки сожжены.
Изоляция пчел на месте. За сутки до применения пестицидов удаляют из гнезд утепление, вынимают потолочные доски и холстики, расширяют гнезда сотами, магазинными надставками с 4 - 5 пустыми рамками, закрывают гнездо кочевыми сетками, на которые кладут холстик. Улей закрывают крышей. Для предупреждения вылета пчел летки в улье полностью закрывают, а с вентиляционных сеток снимают холстики. При высокой температуре наружного воздуха для улучшения вентиляции гнезда крышу с улья с подветренной стороны приподнимают на планки толщиной 1,5 - 2 см. На период обработки растений прилетные доски убирают или прикрывают травой, чтобы на них не попал яд. В жаркую погоду рекомендуется прикрыть травой или ветками и крышу улья. Вместо сетки можно накрывать гнезда холстиками из редкой мешковины, которые прикрепляют к корпусу деревянными планками. Пчелам дают воду путем увлажнения холстиков или наливают ее в соты. Вода способствует понижению температуры в улье и удовлетворяет физиологическую потребность в ней пчел. При изоляции семья может расходовать за сутки до 1,5 л воды.
Отбор от пчелиных семей пчел-сборщиц. За 1 - 2 дня до обработки или массового цветения ядовитых растений ульи переставляют на новые места в пределах пасеки, а на освободившиеся подставки помещают пакетные ящики или улья с сотами и маткой в клеточке.
После сбора летных пчел матку выпускают из клеточки, а пакеты или ульи убирают в прохладное место на 2 - 3 суток. Основным семьям и пакетам с летными пчелами дают по 0,5 - 1,0 кг медово-сахарного теста или 0,5 - 2 л сахарного сиропа. Гнезда основных семей сокращают и утепляют. Пакеты можно использовать для формирования безрасплодных отводков, усиливания слабых семей и других целей.
Для предотвращения запаривания пчел во время их изоляции следует открывать на ночь полностью летки. Чтобы не передерживать пчел в закрытом улье, необходимо знать сроки токсического действия пестицидов на пчел. После истечения времени детоксикации растений открывают летки у 1 - 2 семей. Если на протяжении 2 - 3 ч лета пчел признаки химического токсикоза не отмечаются, открывают летки у остальных пчелиных семей.
Сроки изоляции пчелиных семей. В зависимости от степени токсичности для пчел и сроков сохранения активности пестицидов на растениях сроки изоляции следующие:
при применении: акартана, анилата, атразина, бензилата, бетаналома, битоксибациллина, БМК, бордоской жидкости, бутифоса, галекрона, далапона, додина дикофоля, диалена, 2,4-Д натриевой соли, 2,4 ДМ, белезного купороса, каптана, каратана, кельтана купрозана, купронафта, купроцина-1, КЭИМ, линурона, мильбекса, морестана, мороцида, 2М-4ХП, 2М-4ХМ, 2М-4Х, поликарбацина, полихома, полихлоркамфена, полимарцина, реглона, симазина, тедиона, трефлана, фигона, хлорокиси меди, цинеба, цирама, этафоса - сутки;
акрекса, актрила, базудина, гардоны, гетерофоса, дилора, карбина, нитрафена, октаметила, тиодана, фозалона, фталофоса, цидиала - двое суток;
байтекса, бромофоса, ДДВФ, ДНОК, карбофоса, кильваля, метафоса, метилнитрофоса, сайфоса, трихлорметафоса-3, хлорофоса - трое суток;
гептахлора, лебайцида, метилмеркаптофоса, фосфамида - четверо суток; антио, севина - пять суток;
препаратов гексахлорциклогексана - семь суток.
Сроки изоляции пчел увеличиваются на один-два дня при понижении температуры и повышении влажности воздуха относительно принятых норм в данной зоне.
При обработке растений известково-серным отваром, зеленым мылом, минеральными маслами, молотой, комовой и коллоидной серой, топсином-М, внесении удобрений пчелиные семьи можно не изолировать, если препараты применяются в нелетное для пчел время.
Перевозка пчел в безопасную зону. Изоляция пчел в гнезде при наличии на пасеке специального оборудования и инвентаря иногда расценивается как более удобный прием профилактики отравления пчел, чем перевозка. Но при этом существует опасность заноса пчелами пестицидов в гнездо после установленных сроков изоляции. Проявляется суммарное действие остаточных, не вызывающих быстрой гибели пчел микродоз препарата, ведущее к хроническому отравлению, выражающемуся постепенным уменьшением силы семей. Поэтому перевозка пасеки в безопасную зону к другим медоносам всегда предпочтительнее изоляции на месте.
Для профилактики отравления пчел и диких опылителей в садах необходимо применять наименее токсичные пестициды: поликарбацин, топсин-М, мильбекс, каптан, купрозан, цинеб. Это касается и теплиц, где внекорневые обработки растений следует по возможности исключить. Из-за высокой влажности сроки изоляции пчелиных семей в теплице по сравнению с обычными удлиняются на 2 - 3 дня.
Диагностика химического токсикоза пчел. Пасечная диагностика. При постановке диагноза учитывают внезапность, одновременность гибели пчел в большинстве или во всех пчелиных семьях, совпадение по времени с химической обработкой полей, садов, лесов и др. Основной признак - массовая гибель летных пчел. От препаратов замедленного действия погибают в основном внутриульевые пчелы и открытый расплод при заносе пестицидов с нектаром и пыльцой. При обработке быстродействующими пестицидами, как правило, основная часть летных пчел погибает в поле, не долетев до улья. В данном случае отравление определяется по резкому ослаблению пчелиных семей.
Клинические признаки отравления у пчел от различных пестицидов проявляются почти одинаково. Пчелы становятся малоподвижными, срываются с сотов, в большом количестве ползают по дну улья, на прилетной доске и по земле, повышается их агрессивность. Большой отход пчел в семье ведет к застуживанию и гибели открытого и закрытого расплода, выбрасыванию его из гнезда. Более ярко клинические признаки проявляются в сильных пчелиных семьях, потому что они активнее работают на растениях.
Необходимо помнить, что обстоятельные данные опроса, касающиеся случая отравления пчел, имеют иногда решающее значение для правильной постановки диагноза. В спорных случаях с пасеки берут пробы пчел, меда, пыльцы (перги) и растений с обработанного участка, которые направляют в местную ветеринарную лабораторию для проведения исследований. Отбор проб и пересылку их и лабораторию осуществляют под контролем ветеринарного специалиста.
Обследование пасеки проводит комиссия, в состав которой входят: ветеринарный врач, районный зоотехник по пчеловодству, агроном по защите растений, представитель исполнительного комитета районного (сельского) Совета народных депутатов. Комиссия составляет акт, в котором отражает достоверность гибели пчел от отравления, обстоятельства, при которых оно произошло, размер нанесенного ущерба и предложения по ликвидации последствий отравления.
Лабораторная диагностика имеет законодательную силу в постановке диагноза на отравление. Она включает проведение анализов отобранных проб на обнаружение в них остатков ядохимикатов с помощью специальных методик.
Отбор и пересылка проб патологического материала. Отбор и пересылку проб патологического материала для лабораторного исследования на отравление пчелиных семей пестицидами осуществляют согласно утвержденным правилам.
От пчелиной семьи отбирается средняя проба в размере: 400 - 500 погибших пчел, свежесобранный мед - 200 г, перга (в соте) - 50 г. Пробы берут от 10% пчелиных семей на пасеке с характерными признаками отравления. Кроме того, необходимо с участка, посещаемого пчелами, взять пробу растений в количестве 130 - 200 г зеленой массы.
Образцы сотов с пергой или медом помещают в деревянный ящик соответствующего размера без обертывания бумагой, отделяя их друг от друга и от стенок ящика деревянными планками. Мертвых пчел помещают в чистый мешочек (полиэтиленовый, бумажный, матерчатый), а откачанный мед - в стеклянную посуду с плотной крышкой. Отобранные пробы опечатывают, нумеруют, на каждой из них ставят номер пчелиной семьи. Растения пересылают в матерчатом мешке. Пробы должны быть упакованы таким образом, чтобы исключить их соприкосновение и перемешивание во время пересылки. Вместе с пробами в ветеринарную лабораторию направляют сопроводительное письмо за подписью ветврача, а также акт комиссии о предполагаемом отравлении пчел. В письме указывают, на какой пестицид необходимо провести исследование.
Срок отправки проб на исследование не должен превышать суток с момента отбора. При затруднении с отправкой в лабораторию пробы хранят в холодильнике, погребе (не более 5 - 7 дней).
В подвергшихся отравлению пчелиных семьях сокращают и утепляют гнезда, убирают рамки со свежим нектаром и пергой. В гнездах перераспределяют расплод, оставляя столько, чтобы пчелы могли обсиживать его полностью. После сокращения гнезда пчел подкармливают теплым сахарным сиропом (1,5 части сахара, 1 часть воды) или медово-сахарным тестом.
Освободившиеся ульи механически очищают, промывают 5%-ным раствором щелочи, затем чистой теплой водой и обжигают огнем паяльной лампы или газовой горелки до легкого побурения. Соты с медом и пергой от погибших семей перетапливают: печатный мед, изъятый из гнезд, подвергшихся отравлению, может быть использован небольшими порциями для подкормки пчел в летнее время. В тяжелых случаях отравления, сопровождающегося полной гибелью пчелиных семей и большой концентрацией пестицидов в сотах, последние перетапливают на воск, который подлежит использованию только в технических целях.

Ветеринарно-санитарные правила перевозки животных, птицы, рыбы, продуктов и сырья животного происхождении автомобильным транспортом (утв. Государственным агропромышленным комитетом СССР от 30 января 1986 г. N 432-5)   Ссылка

0


Вы здесь » Среднерусские пчёлы—форум пчеловодов. » Законы и нормы в пчеловодстве » Ветеринарный и фитосанитарный контроль в пчеловодстве


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно