День добрый.
Сегодня мы поговорим об основах создания фильма.
1.На каких китах строится будущий успех вашего шедевра?
2.Какие трудности вас ожидают на этом тернистом пути?
3.Отдельно остановимся на анализе распространённых ошибках начинающих видеолюбителей.
Если нам хватит усидчивости, то разберём какой-нибудь видеоролик.
Сегодня мы не будем говорить о компьютерных программах видеомонтажа. Но прошу тех кто уже пользовался простыми видеоредакторами, сообщить какими. Нам предстоит выбрать какую-нибудь одну программу. И на её базе будем учиться монтировать фильм. Я же теряюсь в этом выборе, так как имею опыт работы только в профессиональных программах. И поверьте мне, опыт этот совсем не большой.
У многих из вас есть какие-то семейные видеозаписи. Когда-то купив видеокамеру, вы снимали ею всё подряд. К вам приходили гости и после праздничного обеда начинался просмотр ваших видео шедевров. Но вам приходилось постоянно комментировать происходящие на экране события. Так как то камера, почему начала снимать только шкаф, а здесь сосед Петя вообще закрыл объектив своим животом. Желая показать всё-таки хороший момент, приходилось перематывать плёнку, но пятиминутный тост Иван Ивановича всё не кончался. И вы наконец начали осозновать, что ваши труды никому не интересны. И плоды вашей души пылятся на полках не востребованными. Но, вы же вложили в них свою душу. Почему они не интересны?
Составляющие успеха создания профессиональных картин и домашних сюжетов – одинаковы. Но не постоянны.
Если существуют законы и о них все профессионалы знают. Почему не все картины имеют успех? Попробуем разобраться.
В первую очередь необходимо продумать идею вашего фильма, то есть, зачем вы собираетесь снимать данный фильм, кто его будет смотреть, и чем этот фильм сможет заинтересовать будущих зрителей? Будь это какое-то семейное событие – зрители будут одни. А если это сюжет о роении пчёл, зрители будут другие. А стало быть, вам в первую очередь нужно удовлетворить потребность зрителя. И тем самым вы сможете удержать его у экрана. Необходимо всегда понимать и помнить, что нужно вашему зрителю. Это самый главный залог успеха.
Работу над любым фильмом можно условно разделить на три этапа – написание сценария, съёмку эпизодов и их монтаж в готовый фильм. Сейчас в меня полетят первые камни: «Какой сценарий? Ты что с дуба рухнул?» Можно и не писать. Если сюжет не большой, и вы не страдаете склерозом, то достаточно просто его запомнить. Вам придётся взять на себя все обязанности сценариста, оператора и режиссёра. Но если вы некачественно выполните хотя бы одну часть работы, вы не получите в результате хороший фильм.
Мы здесь не будем говорить о постановочном кино, только о съёмках событий которые происходят без нашего участия. Хотя бы, потому что форум пчеловодный и наши главные артисты (пчёлы) вряд ли будут заучивать текст и запоминать динамику сцены. Мы только можем наблюдать за ними через видоискатель камеры. И помните - это не будет интересно зрителю. Только грамотный монтаж, позволит из набора снятых сюжетов создать хороший фильм.
Особенно важно продумать динамическую завязку фильма, чтобы сразу приковать зрителей к экрану. Не следует начинать фильм с длительной подготовки, так как при просмотре это окажется неинтересным. Лучше, если завязка вашего фильма будет настолько интригующей, что у зрителей появится интерес к дальнейшему развитию сюжета.
Последний абзац текста получился немного абстрактным. Но впоследствии я остановлюсь на этом подробнее.
Со сценарием немного разобрались, хотя и сам не понял что написал.
Теперь о съёмке, которая является важнейшей частью работы над фильмом. Чем лучше будет снято, тем меньше придётся мучатся на монтаже. И здесь мы остановимся на однотипных ошибках начинающих видеолюбителей, которые можно легко избежать.
Первая из них – чрезмерное увлечение НАПЛЫВАМИ. Во всех камерах имеется возможность увеличения изображения, и практически все люди активно ей пользуются. Хотя если посмотреть работу профессионалов, то наплывы встречаются достаточно редко. И применяются не для приближения объектов съёмки, а для придания динамики сюжета. С правильно подобранной музыкой или просто шумом, усиливает воздействие сцены на ожидание зрителем последующего изменения сюжета. (О, как завернул!) Это впоследствии тоже покажу и ещё раз объясню. Выбрав общий план, снимайте эпизод целиком. Подумайте, действительно ли нужен наплыв, или лучше просто выключить камеру, подойти ближе и снять новый эпизод с более крупным планом. Вы скажете: «Наплыв можно потом вырезать при монтаже». Да можно. Но запомните, что приближение объекта съёмки повлечёт за собой и ухудшение качества изображения. И что оптика на «мыльницах», а тем более на сотовых телефонах, мягко говоря, слабенькая.
Ошибка вторая и более распространённая: ПАНОРАМЫ. Не перемещайте камеру вверх и вниз или влево и вправо. Значительно лучше воспринимается неподвижное изображение. Не пытайтесь объять, не объятное. Кроме того, практически все перемещают камеру слишком быстро, так что в результате рассмотреть что-то либо в готовом фильме становится просто невозможно. Если вы твёрдо решили снимать панораму. то перемещайте камеру медленно и плавно. Здесь бы мне нужно посоветовать использовать штатив. Но штатив для видеосъёмки дорогое удовольствие. И обойдётся как ещё одна мыльница. Мы не профи, поэтому придётся поворачивать камеру только за счёт поворота туловища. И не переставляйте ноги в этот момент, что бы картинка потом не дёргалась на экране. А как же быть с тем, что вы всегда снимали с рук? То есть, трясущую камеру во время съёмки, всегда держали на руках? А вот это никуда не годится. Обязательно необходимо иметь штатив, достаточно для фото съёмки. Они не так дороги, потому что не имеют гидроголовки для панорамы. Цена зависит от размера и производителя. Для съёмки пчеловодных сюжетов (мыльницей) достаточно даже высотой с ладонь. Камеру всегда можно поставить на соседний улей и тогда вы сможете быть и оператором и актёром одновременно. И так: фото штатив необходим!!! Он не стоит тех денег, насколько он улучшит качество фильма.
Ошибка третья: неправильное построение композиции кадра. Иногда в кадре видна только голова человека, а иногда верхняя часть головы остаётся за кадром. Если вы снимаете какой-то объект, он должен располагаться в центре кадра, хотя и не всегда. Например: если вы снимаете в профиль пчеловода работающего у улья, то главным объектом съёмки считается не только человек, но и улей. Поэтому спина человека будет ближе к одному краю кадра, чем грудь к другой стороне кадра. Проще говоря, оставляйте всегда в кадре место для работы рук пчеловода. Постарайтесь снимать так , чтобы в кадре помещались все нужные детали сюжета, но вместе с тем не было бы ничего лишнего. Если объект съёмки ( пчеловод) вынужден выйти из кадра. Например сделал три шага в сторону, наклонился, взял корпус и вернулся в кадр чтобы поставить на улей. Не нужно как снайпер держать его постоянно в прицеле. Вы же знаете, он вернётся в кадр. Зачем тогда дёргаться. И если потом, до снять отдельно (обязательно с другого места), как он наклоняется за корпусом и возвращается к улью. И вставить этот кусок, вместо момента когда он пропадает из кадра, то получится динамический сюжет снятый с двух разных точек.
Хотел ещё поговорить о неправильной установке баланса белого. Но не буду сегодня. Это подождёт.
И если простит меня Анатолий, я бы хотел дать некоторые советы на примере его видеоклипа «Серебро областного конкурса». Длительность 2мин.36сек.
Не удачно выбрано место для съёмки. Знаю, что было много зрителей и лучшего места для съёмки не нашлось. Но, на то Вы и фотограф чтобы сразу найти лучшее место для съёмки, как только Вы вошли в зал. Если Вам удалось занять хорошее место, но Вам не когда было сидеть и ждать необходимого момента для съёмки? Посадите знакомого человека на это место, пусть греет для вас стул. Но так уж случилось, что хорошее место для съёмки упущено. Но случилось что случилось. Что делать? Попробуем разобраться. Вы включили камеру и начали съёмку. Не буду вдаваться в мелкие огрехи. Сейчас хочу сказать о другом. Съёмка одним планом с одного места перебор по времени, тем более для клипа длительностью 2.36.
Вижу Ваш вопрос: «А что я мог сделать, не бегать же вокруг сцены. Ведь звуковой ряд клипа будет разорван (то есть песня)».
Песню мы не порвём, а один раз всё-таки придётся поменять место съёмки. Просто нужно было, отсняв с первой позиции половину песни, не выключая камеры (чтоб писался звук) осторожно, но шустро перейти на другое место съёмки и продолжить её. При необходимости можно сменить ещё раз место съёмки. Но, главное не выключать камеру, нам нужен записанный звук целиком.
Но что делать с теми местами видеозаписи когда Вы опустив камеру, переходили с места на место? Проще простого. Мы же говорим о монтаже.
Необходимо было на этом празднике (пусть в другое время это не важно) до снять несколько сюжетов. 1.Со стороны сцены снять лица зрителей любующихся выступлением.
2. Затем аплодисменты зрителей, пусть после совсем другого выступления.
3. Снять весь зал со зрителями, но чтоб не было видно, кто выступает на сцене.
4. Если в момент главной съёмки (которая велась со звуком) вручалась грамота. то придётся её (грамоту) отдельно до снять в руках награждённой. Съёмку вести со спины, крупным планом на грамоту.
И таким образом можно набрать с десяток маленьких сюжетов (назовём их заплатки). Они нам вытянут при монтаже весь клип. Такие заплатки должны сниматься всегда и везде. Не зависимо, нужны они или нет. После грамотного монтажа зритель будет уверен, что съёмка велась одновременно несколькими камерами. Но мы то знаем правду.
Но чтоб выполнить мои рекомендации, Вам Анатолий придётся следить за показаниями свободного места для записи на камере, как смотрит летчик-истребитель на показания уровня топлива. Это бич всех цифровых фотоаппаратов – ограниченное время съёмки. А для съёмок сюжетов по пчеловодству, цифровой фотоаппарат отлично справится. Тем более у фотоаппарата, оптика и матрица лучше, чем у видеокамер, аналогичного класса.
Чуть не забыл. Не снимайте кусочки по несколько секунд. Снимайте всегда с запасом. Когда действие снимаемого сюжета закончилось, не выключайте камеру сразу. Несколько лишних секунд съёмки могут спасти весь фильм.
Всем удачи.
Отредактировано штатив (2012-06-04 05:44:46)